Кто изобрел телевизор. Кто изобрел телевизор, создание первого цветного телевизора Когда изобрели телевизор

Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым , и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг , которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883-1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Диск Нипкова

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова , доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым . Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телевидения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

Принципиальную возможность передачи подвижных картинок на дальнее расстояние обосновали независимо друг от друга португалец А. ди Пайва ученый П. Бахметьев еще в конце XIX века. Предложенный ими принцип предполагал преобразование изображений в электрические сигналы и их по каналам связи. На противоположном конце линии сигнал должен был вновь превращаться в изображение.

Осуществить подобную идею можно было лишь с помощью сравнительно сложных электронных приборов. Это и ученый и изобретатель Борис Розинг, когда изобрел в 1907 году на базе электронно-лучевой трубки.

Первая в мире передача изображения в виде простейших фигур была осуществлена Розингом в России в мае 1911 года.

Широкую известность получили также исследования и труды русского ученого Владимира Зворыкина, бывшего в свое время учеником Розинга. Эмигрировав в годы гражданской войны в Соединенные Штаты, Зворыкин в 1923 году создал, а через десять лет представил американской общественности и всему миру действующую систему телевидения. Многочисленные труды и изобретения Зворыкина в области черно-белого, а также цветного телевидения были отмечены наградами США.

Первый телевизионный приемник, доступный населению, появился в Англии в конце 20-х годов XX столетия.

Дальнейшее развитие телевидения

Таким образом, первая в мире система телевидения, ставшая прообразом нынешних систем телевизионного вещания, появилась лишь в середине тридцатых годов XX века. Передача и прием картинки в ней осуществлялись посредством передающей и приемных трубок. Создание телевидения в итоге стало результатом усилий многих специалистов, каждый из которых внес свой вклад в теорию и практику новой и необычной для своего времени технологии.

С началом широкого распространения телевидения оно стало постоянно совершенствоваться. Усилия инженеров и конструкторов сконцентрированы сегодня на увеличении дальности приема сигнала, улучшении четкости изображения и устойчивости сигнала к помехам. Многие из этих проблем помогло решить создание спутникового и кабельного телевидения.

В 80-е годы минувшего столетия начались активные исследования и разработки в области цифрового телевидения. В таких системах телевизионный сигнал формируется в виде комбинаций последовательных электрических импульсов. Подобный принцип обеспечивает несравненно лучшее качество передачи изображения и гораздо более устойчивое к помехам как природного, так и технического происхождения.

1 апреля 1903 года в одной из немецких газет появилась заметка, в которой сообщалось, что «сегодня вечером в пивоварне замка состоится демонстрация интересного аппарата, называемого окулариофоном, и представляющего собой комбинацию телефона, граммофона и биографа». Посетителям пивной обещали показать посредством аппарата сцены из разыгрываемой в городском театре комической оперы. Первоапрельскую шутку быстро раскусили, и бюргеры, попивая в пивной пиво, рассуждали на тему тупости газетчиков, не сумевших придумать чего-либо более правдоподобного. До изобретения телевизора (или передачи первого телевизионного изображения) оставалось 8 лет.

В то время услуга телемастера ещё не была востребованной. Но если сейчас внезапно сломался можно осуществить быстро и не дорого, вызвав специалиста сервисного центра.

Телевизор - это механическая игрушка и его история

История создания телевизора начинается с доклада о переносе светового пятна на расстояние, представленного в 1877 году французом Сенлеком, португальцем Адрианом де Павиа и итальянцем Карло Марио . Селеновый фотоэлемент, меняющий свое электрическое сопротивление в зависимости от освещенности, управлял на расстоянии свечением электрической лампочки, яркость которой изменялась пропорционально освещенности селенового фотоэлемента. Мгновенно родилась идея табло - предшественника , состоящего из 10 тысяч лампочек, расположенных в 100 рядов по 100 лампочек в каждом ряду, связанных 10 тысячами линий с передающей камерой из 10 тысяч селеновых фотоэлементов. Идея реализована не была ввиду возникших технических сложностей.

В 1879 году была обнародована идея, как обойтись без 10 тысяч соединяющих передатчик и приемный экран линий . Число линий сокращалось до одной - селеновый фотоэлемент предлагалось последовательно проводить по всем точкам передаваемого изображения, а на приемном конце линии синхронно двигавшийся с фотоэлементом карандаш должен был прижиматься к листу белой бумаги с силой, пропорциональной освещенности соответствующей точки на передающем конце линии, оставляя отпечатки разной интенсивности.

В 1880 году было предложено «ощупывать» точки картинки посредством вращающегося переключателя, что также позволяло обойтись одной линией связи . Но технические возможности не позволяли перемещать единственный селеновый фотоэлемент со скоростью, достаточной для передачи хотя бы 12 кадров в секунду. Техническую проблему элегантно разрешил немецкий изобретатель Пауль Нипков, но, как выяснилось, слишком рано, изобретение телевизора еще не состоялось . С его слов, идея разложить изображение на точки и строки посредством вращающегося диска с нанесенными по раскручивающейся спирали отверстиями пришла к нему в 1883 году.

Селеновый фотоэлемент собирал свет, просачивающийся через единственное отверстие диска, перекрывающее в данный момент изображение, и преобразовывал его в яркость свечения лампочки на приемном конце линии. Свет от которой через диск с отверстиями, аналогичный диску на передающем конце, и вращающийся с ним синхронно, создавал на экране световое пятно, яркость которого соответствовала яркости пятна на передающей стороне. При достаточно быстром вращении дисков на экране, вследствие инерции человеческого зрения, воссоздавалось передаваемое изображение.

В 1884 году Нипков получил патент на «электрический телескоп» . Воплощение своей идеи «в железе» Нипкову довелось увидеть через 44 года, в 1928 году на выставке связи. Еще через 7 лет, в 1935 году, к 75-летию изобретателя, фирма «Телефункен» подарила Нипкову настоящий электронный телевизор.

Диск Нипкова удержался на телевизионной передающей камере вплоть до 1943 года, на приемной же стороне он был заменен новым чудо-прибором - катодной трубкой, что ознаменовало новый этап в истории телевизора . В катодной трубке испускаемый раскаленным катодом пучок электронов отклонялся электромагнитами по горизонтали и вертикали, и, попадая на покрытый флуоресцирующим составом стеклянный экран, высвечивал на нем яркую точку. Перемещая точку синхронно с вращением диска Нипкова, удавалось передавать изображение. Впрочем, изобретателя катодно-лучевой трубки немецкого физика Карла Фердинанда Брауна передача изображения на расстояние не волновала, свою трубку он считал удачным средством для демонстрации формы переменных токов.

В России возможность передачи картинки на расстояние рассматривал физик А.Г. Столетов, открывший законы фотоэффекта (само явление было открыто немецким физиком Генрихом Герцем). Аппарат предполагалось назвать «Телектроскопом». Дальнейшее развитие телевидения также связано с Россией. Физик Борис Львович Розинг был учеником изобретателя радио Александра Степановича Попова, а по Артиллерийской школе в Петербурге он был знаком с военным инженером Константином Дмитриевичем Перским, одержимым идеей передачи изображения на расстояние. Перскому мы обязаны обогащением словаря на слово «телевидение», а Розингу изобретением телевизора.

Розинг увлекся идеей передачи изображения посредством трубки Брауна в 1902 году, и уже в 1907 году запатентовал «Электрический телескоп» . На передающей стороне Розинг разлагал изображение на элементы посредством двух смещенных один относительно другого вращающихся зеркальных цилиндров, а ток через обмотки отклоняющих электронный луч на приемной катодной трубке электромагнитов вырабатывался соединенными с вращающимися цилиндрами магнитами.

В 1911 году Розинг продемонстрировал свой первый работоспособный образец переносящего изображение аппарата . Передаваемое изображение, 4 белых полосы на черном фоне, оказалось очень четким. Но Розинга не устраивала механическая развертка изображения в передающей камере, и он сделал предложение применить катодную трубку и в качестве передатчика. Реализовал эту идею ученик Розинга Зворыкин.

Создание первых электронных телевизоров и передачи изображения

С 1913 года стали производиться в промышленном масштабе электронные лампы, но большого влияния на историю развития телевизора они не оказали, телевидение продолжало оставаться механическим .

В 1925 году по телевидению впервые был передан образ человека - шотландец Джон Бэрд за полкроны уговорил 15-летнего ученика клерка посидеть перед ослепляющим светом передающей камеры, и наблюдал в соседней комнате вполне четкое изображение лица . Аппараты Бэрда были собраны из подручных, найденных на свалке материалов, с дисками Нипкова в передающем и приемном аппарате.

Первый телевизионный аппарат для населения поступил в продажу в США в 1927 году, что и завершило историю первого телевизора. Массовое регулярное вещание началось в 1934 году в Германии, а с 1936 года в Великобритании. В СССР первый механический телевизор появился в 1932 году.

История телевизора: телевидение становится полностью электронным

Следующий этап истории создания телевизора связан с именем инженера Зворыкина . Муромчанин Владимир Козьмич Зворыкин завершил в 1912 году свое образование в качестве инженера-электрика, а в 1919 году эмигрировал в Америку. В 1920 году он начинает работу в компании Вестингауз в Питтсбурге. Планами он задался амбициозными - воплотить идею своего учителя Розинга и использовать для разложения передаваемого изображения электронный луч. Его работа вылилась в изобретение в 1923 году иконоскопа, на который в 1938 году был получен патент. В качестве приемной трубки Зворыкин использовал т.н. «кинескоп», или трубку Брауна. Первый чисто электронный аппарат был создан в возглавляемой им лаборатории в 1936 году, а в 1939 году была выпущена модель для массового производства . Эра механического телевидения завершилась .

Дело было за малым - повысить чувствительность передающих трубок (при малочувствительных иконоскопах температура в передающей студии достигала 40-50 °С от работы осветительных приборов), и улучшить четкость изображения. Чувствительность удалось повысить благодаря эффекту вторичной фотоэлектронной эмиссии, а качество изображения - путем последовательной передачи четных и нечетных строк, что повысило частоту смены кадров (полукадров) до 50 в секунду, и получаемая картинка уже воспринималась глазом как стабильная.

В США в 1932 году телевизионное вещание велось уже с 35 опытных станций, но регулярные программы транслировались лишь в Нью-Йорке . Количество строк изображения оставалось по-прежнему невысоким. Олимпийские игры 1936 года в Берлине транслировались с частотой 25 кадров в секунду, изображение разлагалось на 180 строк. Новый толчок телевидению был дан в 1948 году, когда в Германии был предложен вскоре принятый и в других странах стандарт телевидения с разложением на 625 строк, сохранившийся до настоящего времени . В США постепенно установился стандарт разложения на 525 строк. К середине 50-х годов телевизионные аппараты стояли уже в 27 миллионах американских домов.

Зворыкин продолжал работу над увеличением чувствительности иконоскопа, и к 1939 году совместно с Харлеем Ямсом и Джорджем Мортоном им был изобретен супериконоскоп. Еще позднее Харлей Ямс и Альберт Роз создали более чувствительный ортикон. Все эти приборы использовали открытый Столетовым фотоэффект, позднее названный внешним фотоэффектом. С 1949 года исследователи работают над применением в телевидении «внутреннего», или полупроводникового эффекта . Изобретенный в 1949 году видикон работал уже в нормальных условиях освещенности. В 1965 году была создана еще более современная полупроводниковая передающая трубка - плумбикон, нашедшая применение при передаче программ цветного телевидения. В СССР электронно-лучевой телевизор для массового потребителя КВН-49 выпускался с 1949 года.

21 июля 1969 года 530 миллионов людей во всем мире наблюдали на экранах своих телевизоров высадку на Луне первого человека. Это был, безусловно, очередной триумф в истории телевизора.

На экране ТВ появляется радуга

Эра цветного телевидения началась с 1954 г, когда опять-таки в зворыкинской лаборатории был создан первый телевизор цветного изображения. В 60-х годах появились стандарты систем цветного телевидения - NTSC в США, SECAM во Франции и PAL в Германии. В СССР цветные телевизоры стали выпускаться с 1967 года .

В 60-е годы в происходит замена электронных ламп на полупроводниковые транзисторы . Первый полностью полупроводниковый телевизор был изготовлен в 1960 году на японской фирме Sony. Аппараты становятся компактнее, а экраны больше. В дальнейшем происходит переход промышленности на микросхемы, вся электронная начинка современного телевизионного приемника может быть вмещена в одну микросхему.

И, наконец, воплощается мечта инженеров о плоском экране - появились жидкокристаллические экраны и плазменные панели.В настоящее время происходит замена аналоговых телевизионных каналов на цифровые с предстоящей вскоре отменой аналогового телевизионного вещания. На этом история телевизора не завершена - впереди еще много нераскрытых возможностей этого вида связи.

История наших дней: распространенные марки бюджетных телевизоров

    Рассчитан на невзыскательного телезрителя, за небольшие деньги получающего приемлемое качество. Именно фирма Akai выпустила впервые в мире модели с экранным меню и дистанционным управлением с пульта.

    Типичный представитель недорогого класса, выпускается в основном для продажи в России и странах СНГ. Производятся в основном модели с жидкокристаллическими экранами.

    Выпускается холдингом DNS и продается в магазинах розничной сети компании. Выпускаются как бюджетные устройства, так и удовлетворяющие самым изысканным запросам, но все модели отличает высокая надежность. В некоторых моделях поддерживается Smart TV - интеграция Интернета и цифровых интерактивных сервисов в телевизоры и ресиверы цифрового телевидения.

В знаменитом советском кинофильме "Москва слезам не верит" один из героев страстно убеждал собеседников в том, что уже в ХХ веке телевидение вытеснит и заменит собой театры, радио и кино. К счастью, горе-телевизионщик оказался не прав. Но стоит признать - в конце прошлого столетия телевидение буквально поработило миллионы людей по всей Земле, "приковав" их к пресловутому "голубому экрану". Впрочем, сегодняшний очерк является не гневной отповедью ТВ, а историческим обзором, который расскажет о зарождении, становлении и развитии телевидения. О том времени, когда экран светился не голубым, а совсем другим светом…

От пантотелеграфа к телескопии

Возможно, первую осуществленную на практике передачу на расстояние изображения по проводам осуществил итальянец Джованни Козелли (Giovanni Caselli), трудившийся в Российской империи. Используя принцип "факсимильной телеграммы", обоснованный шотландцем Александром Бейном (Alexander Bain) в 1842 году, Козелли представил двадцать лет спустя "химический телеграф". С помощью телеграфа нового типа можно было осуществлять передачу текста либо рисунка по проводам. Новинка была названа "пантотелеграф Козелли", ее опробовали на телеграфной линии Санкт-Петербург - Москва. Устройство действительно работало, однако все при этом отчетливо увидели, что овчинка не стоит выделки. Оказывается, изображение для передачи по "пантотелеграфу Козелли" сначала нужно было вытравить на медной пластинке, а в пункте приема подобную пластинку подвергнуть химической обработке, отнимающей много времени. Наличие железной дороги, связывающей две российские столицы, позволяло переправить любую картинку примерно в те же сроки, что и посредством "химического телеграфа", причем безо всякой химии.

Как видим, во второй половине ХIХ века идея передачи изображения на расстояния не казалась ни крамольной, ни безнадежной. Уже в 1879 году английский физик Уильям Крукс (William Crookes) сконструировал первую в мире катодно-лучевую трубку (позднее, в 1895-м, ее усовершенствовал немецкий физик Карл Браун (Karl Ferdinand Braun), представив электронно-лучевую трубку; он даже получил изображение в виде одной-единственной неподвижной точки). Крукс также открыл люминофоры - вещества, светящиеся от воздействия катодных лучей. Впоследствии было обнаружено, что сила облучения люминофор напрямую влияет на яркость их свечения. А в 1897 году английский физик Джозеф Джон Томсон (Joseph John Thomson) доказал, что катодные лучи представляют собой поток электронов. В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев, трудившийся в областях биологии и физики, теоретически обосновал возможность функционирования телевизионной системы, которую ученый назвал "телефотограф". Бахметьев аппарат не построил, но именно он сформулировал один из фундаментальнейших принципов телевидения - разложение картинки на дискретные элементы для их последовательной отправки на расстояние. Стоит заметить, что независимо от Бахметьева подобную мысль озвучил португалец Адриану ди Пайва (в брошюре "Электрическая телескопия"). В 1887 году происходит еще одно знаменательно событие - немецкий физик Генрих Герц (Heinrich Rudolf Hertz) обнаружил явление фотоэффекта, когда из вещества под воздействием света вырываются электроны. Сам Герц объяснить увиденное не сумел, зато русский ученый Александр Столетов в феврале 1888 года осуществил успешную демонстрацию влияния света на электричество. Он же создал "электрический глаз" - "дедушку" современных фотоэлементов. Успехи Столетова открыли путь к преобразования световой энергии в электрическую.

Большой вклад в развитие телевидения внес немецкий изобретатель Пауль Нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow). Именно он в 1884 году запатентовал "электрический телескоп" (позже известный как "диск Нипкова"), который затем будет широко применяться в механическом телевидении. Этот диск имел ряд небольших отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Свет, проникавший через отверстия, попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал свет в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Приемное устройство работало в обратном направлении. Принятые (и усиленные) сигналы поступали на неоновую лампу, перед которой размещался "диск Нипкова", точно такой, какой стоял в передаточном устройстве. Быстрое вращение диска позволяло видеть зрителю целую картинку. Любопытно, что Нипков, создав свой диск еще студентом, был сильно удивлен, когда в 1923 году увидел свое изобретение в работе на международной выставке радиоаппаратуры. А двумя годами позже шведский инженер Джон Бэрд (John Logie Baird) впервые смог передать распознаваемые человеческие лица. Он же явился создателем первой телесистемы, передающей движущуюся картинку.

Наибольшее распространение получило механическое ТВ с разложением на 30 строк. Например, в Советском Союзе с 1935 года на заводе им. Козицкого выпускались 30-строчные телевизоры Б-2 системы А. Я. Брейтбарта. В качестве экрана Б-2 использовали неоновую лампу размером 30х40 мм.

Самая первая телепередача

Вышеназванные открытия были в той или иной степени использованы преподавателем Петербургского технологического института Борисом Львовичем Розингом при создании первого телеэкрана. В 1907 году Розинг высказал идею, согласно которой следовало, что для преобразования электрических сигналов в светящиеся точки изображения нужно использовать усовершенствованную электронно-лучевую трубку Брауна. Розинг создал такую трубку, где катодный луч (поток электронов), вызванный фотоэффектом, "бомбардирует" ее торец, изнутри покрытый слоем вещества, обладающего способностью светиться под воздействием катодного луча. Любопытно, что развертка изображения в аппарате Розинга производилась без задействования оптико-механического устройства, что станет привычным для электронных телевизионных систем только в конце 30-х годов ХХ века.

В мае 1911 года Розингу удалось показать на стеклянном экране электронно-лучевой трубки настоящее телевизионное изображение. Переданной картинкой было изображение решетки, размещенной перед объективом передатчика. Принимающая трубка Розинга (с магнитным отклонением луча) обладала катодом, анодом, люминесцирующим экраном и диафрагмой, что позволяет назвать ее "отцом" современных кинескопов. Заслуги Розинга были по достоинству оценены ученым миром - русское техническое общество наградило его в 1912 году золотой медалью и премией имени почетного члена общества К. Ф. Сименса. Годом ранее Розинг получил "Привилегию № 18076" на свой электронный телевизор. Своеобразным подведением итогов стала статья Розинга "Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения", опубликованная в 1926 году в журнале "Наука и техника" (№1). Вообще, российские, а затем и советские ученые внесли значительный вклад в развитие телевидения, и об этих именах нужно помнить. Так, в середине 20-х годов прошлого века Лев Сергеевич Термен предложил систему "видения на далекое расстояние", которую, правда, засекретили и стали использовать в качестве видеонаблюдения. До пограничных войск (где систему намеревались установить) она не дошла, однако вполне работающий приемник был установлен в кабинете наркомвоенмора К. Е. Ворошилова. Передатчик во дворе наркомата передавал на приемник изображения людей, лица которых легко можно было распознать. А изобретатель из Ташкента Борис Павлович Грабовский создал "телефот", способный передавать изображение на несколько метров (а потом и гораздо дальше). Правда, картинка получалась низкого качества.

Механическое vs Электронное

К началу 30-х советское руководство решило подержать малострочное механическое телевидение, оснащенное "диском Нипкова", которое было бы доступно широким массам. В 1930 году на базе Всесоюзного электротехнического института образовали лабораторию телевидения, которую возглавил Павел Васильевич Шмаков. Здесь началась разработка и создание передающего и принимающего устройств для механического телевидения с "диском Нипкова". Система позволяла получать изображение с разложением на 30 строк (1200 элементов, учитывая соотношение сторон кадра 3х4). Электросигналы, передающие картинку и звук, передавались раздельно, потому прием телепередачи требовал двух радиоприемников (один должен был иметь телевизионную приставку). Преобразование электрических сигналов в световые "возлагалось" на неоновую лампу, отчего экран механического телевизора испускал розовый свет.

30 апреля 1931 года газета "Правда" опубликовала сообщение: "Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии". И действительно, во время телесеанса зрители смогли увидеть сотрудников лаборатории и фотографии. Картинка звуком не сопровождалась. Способный ученик Розинга, Владимир Зворыкин (русский эмигрант, родом из Мурома) показал в 1933 году в США передающую электронную трубку - иконоскоп. Это изобретение на долгие годы предопределило развитие электронного телевидения. Опять же в СССР, почти параллельно со Зворыкиным (в 1931-м), аналогичную передающую трубку, названную "радиоглаз", создал Семен Исидорович Катаев. Трубка Катаева состояла из мельчайших ячеек, в которых под действием света накапливался электрический заряд. Более мощные и совершенные трубки (ортикон, суперортикон, суперэмитрон и др.), созданные позднее, использовали базисные принципы иконоскопа.

Первый электронный телевизор, годящийся для бытового использования, разработали в конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, которой, кстати, руководил Зворыкин. В 1939 году RCA выпустила первый телевизор для широких масс - модель RCS TT-5. Этот ТВ являлся тяжелым деревянным ящиком с 5-дюймовым экраном. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидения конкурировали друг с другом, но к началу 40-х годов прошлого века последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе. Уже к 1933 году в СССР многие посчитали, что век электронного ТВ наступил, и в Москве в декабре 1933-го трансляции механического телевидения прекратились. Однако промышленность страны оказалась не готова к выпуску новых устройств, потому 11 февраля 1934 года возобновились (сначала - опытные), а затем (с 15 ноября того же года) постоянные трансляции механического ТВ. Отказаться от последнего в Москве решили только в апреле 1940 года, а в Киеве - незадолго до начала войны.

Тот самый КВН

Первым народным советским телевизором стал КВН, который производился на протяжении примерно 20 лет. Эту модель создали в 1949 году В. К. Кенигсон, Н. М. Варшавский и И. А. Николаевский. Собственно, первые буквы фамилий этих талантливых людей и составили аббревиатуру КВН. Сегодня ее знают, преимущественно, по популярной телеигре с бессменным ведущим А. Масляковым, начинавшим КВН-ское движение как раз в эпоху электронного тезки.

Телевизор КВН являлся трехканальным телеприемником, в котором использовалась схема прямого усиления с шестнадцатью лампами. Простота в эксплуатации и надежность конструкции обеспечили КВН долгую жизнь и любовь со стороны благодарных зрителей. Конечно, у популярной марки были недостатки. Самый главный из них - маленький экран; у КВН использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном диаметром 18 сантиметров. По этой причине удобно смотреть передачи можно было лишь с расстояния менее 1 метра, что сокращало зрительскую аудиторию до 2-3 человек. Учитывая редкость телевизоров в то время, это было очень мало, ведь к обладателям КВН-ов смотреть передачи собирались все соседи. Чтобы увеличить аудиторию, для КВН разработали линзу-приставку, заполняемую дистиллированной водой. Яркость телевизора была высокой, потому данное решение вполне себя оправдывало. Конечно, сегодня подобная конструкция вызывает лишь усмешку, однако в те далекие годы возможность "всем коллективом" смотреть трансляцию футбольных матчей оценивалась очень высоко. Популярность телевидения сказывалась на быстром росте телевизионной сети СССР. Скажем, в 1953 году работало лишь три телевизионных центра, а через семь лет - уже 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций мощностью поменьше.

Проблемы стандартизации

Первую советскую электронную систему ТВ (на 180 строк при 25 кадрах в секунду) создали в начале 1935 года в Ленинграде. 16 сентября 1937 года Опытный ленинградский телецентр (ОЛТЦ) стал вещать с использованием системы разложения 240 строк в кадре. А весной 1938-го электронное телевидение Советского Союза начало использовать стандарт 343/50 (где 50 - частота по вертикали). Первый общий стандарт для электронного телевизионного вещания в СССР приняли 27 декабря 1940 года, в нем предусматривалась система разложения 441 строка в кадре. В том же году ленинградский завод "Радист" начал серийный выпуск телевизора индивидуального пользования под названием "17ТН-1". Стандарт 441/50 продержался недолго, как, впрочем, и стандарт разложения на 343 строки (его вновь использовал московский телецентр, когда возобновил работу 7 мая 1945 г.)

Генератор, создающий гасящие и синхронизирующие импульсы стандарта 625/50, заработал летом 1946 года. Однако студийного оборудования, как и бытовых телевизоров, поддерживающих новый стандарт, было крайне мало, потому-то в августе 1948 года ОЛТЦ был вынужден начать вещание по стандарту 441/50. 17 сентября того же года московский телецентр прекращает трансляции по стандарту 343/50, а 4 ноября - начинает вещание с использованием стандарта 625/50. Одним из первых советских телевизоров, поддерживающих стандарт 625/50, стал "Т1 Ленинград". Эти телеприемники собирали на завод им. Козицкого, впоследствии появились новые модели: "Т-2 Ленинград", "Т-3 Ленинград" и "Т-6 Ленинград". Модель "Т-3 Ленинград" выпускалась вместе с радиоприемником (размер телеэкрана составлял 12 дюймов). В те послевоенные годы разнобой в мировых стандартах поражал воображение. Британцы, например, долгое время держались системы разложения на 405 строк. Автором этого стандарта, между прочим, выступил уроженец Пинска Исаак Шоэнберг, который служил главным инженером русской компании "Маркони" в Санкт-Петербурге, а в 1914-м эмигрировал в Англию. Французы тоже избрали свой путь, оказавшийся, впрочем, тупиковым. Изначально предполагалось, что стандартом французского телевидения станет система разложения на 1000 строк (автор идеи - Рене Бартелеми (Rene Barthelemy)). Однако Анри де Франс (Henri Georges de France, впоследствии - разработчик SECAM) предложил разложение на 819 строк при полосе сигнала 10,5 МГц. Новый стандарт заработал в 1950 г. Через 15 лет французы все же приняли стандарт 625/50, хотя и продолжая еще лет двадцать поддерживать старую систему разложения, пока устаревшие модели телевизоров окончательно не были выброшены в утиль. В США в начале 30-х годов появилась система разложения на 343 строки, созданная Зворыкиным; в 1935 году с ее использованием в Нью-Йорке началось регулярное вещание. В 1937 году Штаты перешли на стандарт 441/50, а в 1941 - на 525/60 (он же стандарт NTSC). Однако победили иные мировые стандарты - 525/60 и 625/50. Оказалось, что даже более высокая четкость (которую, в частности, демонстрировала французская система) не является гарантом успешности стандарта. Добавим лишь, что система разложения на 625 строк легла в основу двух ведущих стандартов - PAL и SECAM.

Единение в цвете

В 50-х также развернулась работа по внедрению цветного телевидения, автором которого еще в 1928 году выступил Зворыкин. Однако реализация идеи запоздала, чему причиной стали и военные годы. Первый коммерческий цветной телевизор удалось в 1954 году представить RCA. Модель обладала 15-дюймовым экраном.

Цветной ТВ "Радуга".

В СССР цветные телепередачи принимали телевизоры "Радуга" с вращающимся светофильтром. Но эти приемники требовали расширения спектра видеочастот, а потому были несовместимы с уже работающей системой черно-белого телевидения. По этой причине в 1956 году лаборатория Ленинградского электротехнического института связи имени М. А. Бонч-Бруевича (руководитель - П. В. Шмаков) создала систему цветного телевидения с одновременной передачей цветов. Первая передача нового цветного телевидения была осуществлена в январе 1960-го с опытной станции вышеназванного института. В марте 1965 года СССР и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, взяв за единый стандарт систему SECAM (фр. sequentiel couleur avec memoire - "последовательный цвет с памятью"). Совместная система SECAM-III на территории Советского Союза была принята за основу 26 июня 1966 года, а ее дебют состоялся 1 октября 1967 года. К этому знаменательному событию приурочили выпуск первой партии цветных телевизоров. В 1967 году также был принят стандарт PAL (англ. phase-alternating line - "строка с переменной фазой"). Эту систему аналогового цветного телевидения приняли остальные страны Европы, исключая Францию. Она была разработана Вальтером Брухом (Walter Bruch), инженером немецкой компании Telefunken. PAL использует также Китай, Австралия и другие страны. Третьим стандартом, который прижился в США, Канаде и Японии, стал NTSC (англ. national television standards committee - "национальный комитет по телевизионным стандартам"). Данную систему разработали в США; 18 декабря 1953 года началось цветное телевещание в этой системе. Высокая стоимость цветных телевизоров и сложности внедрения цветного телевещания не позволяли вплоть до конца 80-х годов ХХ века сойти с мировой сцены черно-белому телевидению. Ну а сегодня привычное нам цветное аналоговое телевидение теснит более прогрессивное цифровое вещание. В последнем сигнал, превращаемый в последовательность цифровых кодов, передается микроустойчивым образом, поэтому передача осуществляется безо всяких искажений. Цифровая обработка допускает сжатие сигналов, что позволяет в одном частотном телевизионном канале передавать несколько программ.

Эпилог

Ведя рассказ о телевидении, никак нельзя в конце сказать расхожую фразу о том, что, мол, несмотря на свою прогрессивность в былые годы, оно утеряло свою актуальность и сейчас является архаикой. Наоборот, телевидение с каждым годом расширяет свое влияние. Оно лишь видоизменяется, совершенствуясь. И сегодня мы видим, что приходит время нового телевидения - цифрового. Уже пять европейских стран (Германия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Люксембург) прекратили в настоящий момент аналоговое наземное вещание. В 2010-2012 годах аналоговое ТВ собираются отправить на свалку истории еще 20 стран Европы. В США давно планируемый полный переход на "цифру" отложен до июня текущего года. А вот Россия собирается "догнать" США и другие цивилизованные страны лишь в 2015 году, а то и позднее. Но, рано или поздно, весь мир перейдет на цифровое телевещание. Параллельно идет активный процесс замещения телевизоров с ЭЛТ на телевизионные приемники с плазменными или жидкокристаллическими дисплеями. К большому сожалению, нельзя сказать, что качество телепрограмм также прогрессирует год от года. Скорее приходится констатировать обратное. Но это, как уже было заявлено в самом начале, тема для совсем другой статьи.

Телевизор сегодня без преувеличения можно назвать членом семьи. Мы приходим домой, включаем аппарат и под его мерное бормотание занимаемся своими делами. Если он вдруг молчит, чего-то начинает не хватать. А ведь совсем недавно телевизор был диковинкой, все соседи собирались у счастливчиков, купивших телевизор, чтобы всем вместе смотреть единственную тогда программу.

Как начиналось телевидение

О.А. Адамян

Точное время, когда началась работа над изобретением телевидения, назвать трудно. Некоторые энтузиасты считают, что это началось около 4000 лет назад с первого отшлифованного прозрачного камушка. Но мы начнём с более позднего события: немец Пауль Нипков в 1884 году изобрёл систему механической развёртки: вращающийся диск с маленькими отверстиями, расположенными по спирали.

В честь Нипкова позднее был назван первый в Германии телецентр.
Родоначальником цветного телевидения можно назвать русского изобретателя А.А. Полумордвинова, который получил патент на «Светораспределитель для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние со всеми цветами и их оттенками и всеми тенями», основанный на сочетании трёх цветовых компонентов.

Слово «телевидение» впервые прозвучало из уст русского инженера К.Д. Перского на парижском Международном электротехническом конгрессе. Впервые изображение на расстояние 600 км было передано О.А. Адамяном. Передача велась по проводам. В передатчике были две газосветных трубки с белым и красным свечением. Позже Адамян создал трёхцветный прибор.

В 1911 году русским учёным Б.Л. Розингом была проведена публичная демонстрация воспроизведения изображения с помощью электронного прибора. К сожалению, позже Розинг отказался от электронного изображения, т.к. посчитал, что механические системы будут более подходящими. Можно сказать, что телевидение началось с деятельности этих учёных.

Основные вехи

В.К. Зворыкин

Подлинным отцом телевидения считается русский учёный В.К. Зворыкин, ученик Розинга, эмигрировавший в США. В 1923 году он запатентовал передатчик с электронно-лучевой трубкой, настоящий прообраз телевизоров. Над изобретением он работал ещё с двумя выходцами из России Н.Г. Оглоблинским и Д. Сарновым.

Работы над созданием телевизионного передатчика и приёмника велись и в СССР, и в США на протяжении 20-30-х годов. Создавались и совершенствовались разные системы электронных систем, не оставались в стороне и Англия с Германией. Развитые страны шли более-менее вровень, иногда случалось, что в двух или трёх странах учёные независимо друг от друга осуществляли одну и ту же идею, но время от времени кто-то вырывался вперёд.


В.К. Зворыкин

В 30-е годы была изобретена полностью электронная система приёма-передачи, утверждались первые стандарты. Тогда первый стандарт избрала Англия: 405 строк с чересстрочной развёрткой при 25 кадрах в секунду. С этим стандартом Англия жила до 1968 года.

В Германии в 1933-м году Имперское радиообщество начало регулярные трансляции на большой экран в берлинском телецентре. Нацисты сразу поняли, какие возможности открывает телевидение для пропаганды.

В СССР в те же годы действовало примерно 70 передающих станций, в том числе самая мощная в мире станция под Ногинском. Передачи велись в метровом диапазоне. Под руководством архитектора Шухова в районе Шаболовки в Москве была построена специальная башня высотой целых 140 м – для тех времён высота очень приличная.

В СССР тогда работало около 1000 приёмников – первых телевизоров ТК-1. В 1939 году в стране был принят первый телевизионный стандарт: 441 строка, 50 полей в секунду с чересстрочной развёрткой.

В США в конце 30-х годов началось уже массовое производство приёмников, у которых был экран в 9 дюймов.

Послевоенное развитие


В студии МТЦ. Пресс-конференция космонавтов.

На время войны исследовательские работы в области телевидения были прерваны во всём мире. Но уже 7 мая 1945 года заработала первая в послевоенной Европе передающая станция – Московский телецентр.

В США передачи возобновились так же в 1945, но у них через год было продано несколько тысяч телевизоров, а к 50-му году их было уже несколько миллионов. В СССР тоже выпускались телевизоры, а передачи велись с большей чёткостью, чем в США: число строк в СССР было 625 строк против 525 в США, но по числу приёмников наша страна сильно отставала.

Знаменитые телевизоры «КВН-49» начали выпускаться в 1949 году. Название телевизоров – аббревиатура имён создателей аппарата Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Тогда же заработал телецентр в Киеве.


КВН — прародитель телевизоров.

В 50-е годы телевизионные станции стали появляться в разных городах по всей стране. Кроме московской, заработали телестудии во всех республиках, областях и краях. Велись репортажи, передавались постановочные передачи, демонстрировались фильмы. В 1962 году впервые прошла трансляция с орбиты, с космического корабля «Восток-3».
Первый цветной телевизор был создан в США компанией RCA в 1954 году. Тогда это были очень дорогие модели.

Различные виды телевидения



Распределение различных стандартов в мире.

Первоначально в каждой стране были свои собственные стандарты телевизионных передач. Но это мешало обмену информацией, международному сотрудничеству. Поэтому постепенно мир пришёл всего к трём стандартам: американскому, французскому и западногерманскому. СССР принял французскую систему. Таким образом, мир разделился на три части, поскольку перекодировка с одного стандарта на другой была сложной и дорогой. Только когда началось движение за объединение Европы, появились приёмники, способные принимать и PAL, и SECAM.

Кабельное телевидение

Первоначально кабельное телевидение всего лишь дополняло обычное в местах с изрезанным рельефом, где было затруднено распространение радиоволн. Первые передачи по кабелю были осуществлены в Калифорнии. Тогда никто не думал, что у этого способа есть перспективы.

Настоящее кабельное телевидение появилось, когда на домах стали устанавливать коллективные антенны. Началась острая конкуренция между различными системами передачи сигнала. В погоне за зрителем кабельные операторы до сих пор постоянно совершенствуют аппаратуру, улучшая качество вещания.